Полный гид. Запись голоса в домашних условиях

Статья поможет в выборе типа и марки микрофона. Разберем непонятные термины и цифры.

В закладки

Как звучат некоторые микрофоны, вы можете послушать в статье «Микрофоны для записи дикторского голоса: модели, обзоры, примеры ».

Конденсаторный или динамический

USB или XLR

USB-микрофоны - самый подходящий вариант. Если купите XLR-микрофон, то нужна звуковая карта, а это дополнительные расходы. В случае USB-микрофона вы просто подключаете его к USB -входу компьютера и записываетесь.

Разница между XLR и USB

Направленность

Эта характеристика отвечает за то, в каких направлениях микрофон записывает звук. Звук может писаться спереди, спереди и сзади, вокруг.

Для записи голоса дома подойдет микрофон кардиоидной и суперкардиоидной направленности. Кардиоидный микрофон пишет звук спереди и безразличен к звуку сзади. У суперкардиоидного направленность спереди еще более узкая и частично захватывает звук сзади.

Почему важно, чтобы микрофон не писал звук сзади и вокруг? Если у вас нет специально оборудованного помещения и в комнате эхо или шумы, лучше брать кардиоидный микрофон. Он не «услышит» всех проблем помещения.

Направленность кардиоидного и суперкардиоидного микрофонов

Соотношение сигнал / шум

Чем соотношение больше, тем меньше искажается звук. Хорошее значение 66 дБ, отличное - 72 и выше.

Кривая частотной характеристики (АЧХ)

Кривая частотной характеристики - это диапазон частот (от низких до высоких), в пределах которых микрофон пишет звук. Если где-то кривая проседает, эта частота на записи будет выражена меньше. Если на кривой подъем, частота более выражена.

Например, у вас резкие свистящие звуки в речи. Микрофон с подъемом в диапазоне ваших свистящих только усилит свист. Или вы говорите немного в нос. Микрофон со спадом на частоте носового звука сгладит этот эффект.

Кривая частотной характеристики микрофона Beyerdynamic MC 840

Чувствительность

Чувствительность - насколько тихий звук способен записать микрофон. Чем ближе значение к нулю в децибелах, тем выше чувствительность микрофона. Если у вас студия звукозаписи с идеальной акустикой комнаты, высокочувствительный микрофон вполне оправдан. В остальных случаях лучше использовать микрофоны с чувствительностью от -40 дБ.

Что еще нужно купить к микрофону?

«Паук» - это крепление для микрофона. Поможет защитить от вибраций, которые негативно влияют на звук во время записи.

Крепление для микрофона - «Паук»

Микрофонный кабель . Не экономьте на кабеле: от него тоже зависит качество звука. Качественные кабели делают Proel, D"Addario, Planet Waves, Mogami.

Поп-фильтр. Это устройство помогает защитить микрофон от взрывных звуков -п, -б. Не советую покупать дешевые металлические поп-фильтры .

Капроновый поп-фильтр

Стойка . Есть три вида стоек: напольная, пантограф и настольная. Выбирайте, что вам будет удобно. У меня в дикторской кабине стоит пантограф, в поездки я беру напольную стойку.

Виды микрофонных стоек

Мой топ-7 моделей USB-микрофонов:

Выбрал эти марки, потому что работал и тестировал каждую модель, поэтому и советую.

1. Recording Tools MCU-01C - 5000₽

2. Samson C01U Pro USB - 8000₽

3. Audio-Technica AT2020 USB - 11 000₽

4. Blue Yeti USB - 12 000₽

5. RODE NT USB - 13 000₽

6. Apogee MiC 96k - 18 000₽

7. Shure PG27USB - 18 000₽

Я занимаюсь записью дикторов и аудиорекламы уже 15 лет и за это время понял, что высокая цена микрофона - это не всегда лучшее звучание. К каждому голосу подходит свой микрофон. Иногда дешевый микрофон звучит на чьем-то голосе лучше, чем дорогой.

Не стоит гнаться за дорогими моделями в надежде получить профессиональный звук.

Написать

Появившийся сравнительно недавно класс конденсаторных USB микрофонов успел завоевать широкую популярность в мире, позволяя в домашних условиях получить качество звука, сравнимое со студийным. Подобные устройства активно используются как музыкантами, певцами или рэперами, так и подкастерами, дикторами и ведущими. Подробнее ознакомиться с технической стороной вопроса вы можете в нашей предыдущей статье « », сегодня же мы поговорим о лучших представителях различных ценовых сегментов.

Бюджетные

Nady USB-1C

Простой и доступный конденсаторный микрофон, выпускаемый американской компанией Nady Systems, прославившейся в свое время тем, что их продукты активно использовал Мик Джагер. Устройство идеально подходит для начинающих певцов и подкастеров, предлагая неплохое качество записи за разумные деньги. В конструкции используется ЦАП AKM AK5371, поддерживающий разрешение 16 бит 44/48 кГц. Органы управления, возможность аппаратного мониторинга и подставка отсутствуют, а в комплекте прилагается только 3-метровый USB кабель. Вопрос размещения решается приобретением дополнительной напольной или настольной стойки, а мониторинг можно организовать и программно, правда, с некоторой задержкой в районе 0,5 сек. Стоимость USB-1C составляет 7000 рублей.

Samson Meteor

Одна из самых популярных бюджетных моделей, созданная компанией Samson, известной в первую очередь тем, что именно она разработала и запустила в широкую продажу первый в мире USB микрофон C01U Pro. Meteor выполнен в привлекательном ретро-стиле, имеет конструкцию с удобными складными ножками, позволяющими легко разместить его на столе, и имеет ряд полезных функций. В комплекте USB-кабель и мешочек для переноски.

Аппарат позволяет производить запись с качеством 16 бит 44/48 кГц, совместим как с PC или MAC, так и с iPad, и не требует установки каких-либо драйверов, автоматически определяясь в системе, как внешний аудиоинтерфейс. Предусмотрен выход на наушники с регулировкой громкости, помогающий организовать прямой мониторинг без задержки, кнопка Mute и индикатор перегрузки. Как и продукт Nady, Samson отлично подойдет для начинающих, не претендуя на решение серьезных студийных задач. Приобрести микрофон можно за 6 - 7000 рублей.

CAD U39

Замыкает наш обзор недорогих моделей продукт американской компании CAD Audio, уже более 85 лет производящей высококачественные микрофоны. U39 позволит вам за небольшие деньги получить полноценное устройство для записи голоса, вокала или инструментов, просто подключаемое к USB-интерфейсу. Битрейт и частота семплирования у аппарата все те же 16 бит 44/48 кГц, а вот возможностей чуть шире. Помимо аппаратного мониторинга с регулировкой громкости, реализованного при помощи фирменного чипа TrakMix, микрофон снабжен обрезным фильтром низких частот, индикатором перегрузки и кнопкой включения. В комплекте идет удобная настольная тренога, держатель для установки на стойку и длинный трехметровый USB-кабель. Цена CAD U39 в России 8500 рублей.

Средний ценовой сегмент

Audio-Technica AT2020USBi

Последняя модификация популярного конденсаторного микрофона AT2020, производимая всемирно известной японской компанией Audio-Technica. Оригинальная модель выпускается уже много лет, но с повышением спроса на компьютерную запись, разработчики создали также ее USB-версию. AT2020USBi, впервые представленный на выставке Prolight + Sound 2015, отличается от предшествующих AT2020USB и AT2020USB+ поддержкой работы с устройствами Apple, и что не менее важно, более высоким разрешением, увеличившимся до 24 бит/96 кГц.

В конструкции предусмотрен выход на наушники для осуществления прямого мониторинга, регулятор чувствительности и индикатор перегрузки. Комплектуется устройство настольной стойкой с изменяемым углом наклона и парой кабелей: USB для подключения к ПК и Lightning для iOS-гаджетов. При своей средней стоимости 15 000 рублей, AT2020USBi весьма достойный аппарат для осуществления качественной звукозаписи.

RODE NT-USB

Австралийская компания RODE является одним из лидеров в производстве конденсаторных микрофонов и имеет широкий ассортимент продуктов для решения любых задач. Есть среди них и модель со встроенным ЦАПом, предназначенная для записи звука напрямую в компьютер. NT-USB уверенно претендует на лучшее соотношение цена/качество в своем ценовом сегменте, предлагая отличную звукопередачу и широкие возможности.

Устройство совместимо с PC, MAC или iOS и поддерживает разрядность 16 бит и частоту 44/48 кГц. Для удобства работы предусмотрен выход для наушников, индикатор перегрузки и два регулятора, один из которых отвечает за громкость поступающего с капсюля звука, а второй позволяет выставить микс между аппаратным и программным мониторингом. В комплекте, помимо настольной стойки, предусмотрен закрепляемый на корпусе поп-фильтр и USB-кабель длиной целых 6 метров. Цена NT-USB 14 - 15 000 рублей.

Aphex Microphone X

Последним в среднеценовом сегменте хотелось бы отметить интересный продукт компании Aphex, разработавшей в свое время легендарный Aural Exciter. Основным отличием, выделяющим Microphone X среди конкурентов, является наличие на борту секции аналоговой обработки, состоящей из оптического компрессора, позволяющего выровнять динамику, фирменного эксайтера, предназначенного для добавления яркости звучанию и процессора Big Bottom, корректирующего низкочастотную составляющую сигнала.

Кроме этого, для организации прямого мониторинга присутствует усилитель для наушников с собственным регулятором громкости и потенциометр, корректирующий чувствительность микрофона. Встроенный преобразователь поддерживает разрешение до 24 бит, 96 кГц, доступно подключение к PC или MAC. В комплекте имеется настольный трипод с регулируемой высотой, держатель для стойки и кабель USB. Для любителей экспериментов Microphone X, определенно, будет одним из лучших вариантов. Стоимость микрофона на сегодняшний день составляет 14 000 рублей.

Дорогие модели

Blue Yeti Pro

Топовый USB микрофон американской компании Blue Microphones стал первым в мире устройством подобного класса, способным записывать звук с частотой 192 кГц и разрядностью 24 бит. На этом инновационные возможности не ограничиваются. В микрофоне установлены сразу три конденсаторных капсюля, позволяющих выбирать один из четырех режимов (стерео, кардиоидный, всенаправленный или восьмерка), обеспечивающих различные диаграммы направленности.

Дополняет все это аналоговый выход XLR, предназначенный для использования Yeti Pro в паре с микшерным пультом или внешним ЦАПом. Органы управления устройства представлены кнопками Mute и Gain, селектором режимов и регулятором громкости подаваемого на наушники звука. Возможность аппаратного мониторинга также присутствует. В комплекте идет удобная настольная база, держатель для монтажа на стойку и кабель USB. Качество снимаемого микрофоном звука и преобразования встроенным конвертером сравним со студийным, но и цена варьируется уже в пределах 22 - 27 000 рублей.

Sennheiser MK4 Digital

Немецкая компания Sennheiser считается одним из лучших в мире производителем наушников и микрофонов профессионального класса, а их беспроводные системы и вовсе вне конкуренции. Последние разработки бренда в области цифрового звука происходили в коллаборации с Apogee Electronics, конвертеры которой используются в топовых студиях звукозаписи. Одним из совместных продуктов стал USB микрофон MK4 Digital, впервые представленный на выставке Prolight + Sound 2016. Модель является модернизацией популярного MK4, дополненного фирменными ЦАПом и предусилителем Apogee. Устройство совместимо с PC, MAC и iOS, для подключения к которым в комплекте имеются кабели USB и Lightning. Вы не найдете здесь аппаратного мониторинга и других дополнительных возможностей, зато качество получаемого на выходе звука будет исключительным. Стоимость MK4 Digital составляет около 30 000 рублей.

Shure PG42USB

Не менее прославленный производитель микрофонов Shure имеет в своем арсенале модель студийного уровня, позволяющую подавать цифровой звук на компьютер непосредственно через порт USB. PG42USB является точной копией вокального микрофона PG42, дополненного конвертером, предусилителем и усилителем для наушников. Конденсаторный капсюль имеет большую мембрану, обеспечивающую широкий динамический диапазон и высокую детализацию. Наличие усилителя для наушников и регулятора громкости позволяет легко организовать аппаратный мониторинг. Дополняет все это возможность установки чувствительности и пара индикаторов перегрузки, по одному для входящего и выходящего сигналов. Держатель с виброзащитой, кабель для подключения и алюминиевый кейс для транспортировки в комплекте. Цена микрофона 24 000 рублей.

Заключение

Если вы только начинаете осваивать азы звукозаписи, переходя от мультимедийных устройств к полупрофессиональным, то, скорее всего, возможностей бюджетных моделей будет вполне достаточно. Чтобы получить звук хорошего качества стоит обратить внимание на микрофоны стоимостью от 15 000 рублей, ну и, наконец, студийное разрешение вам смогут предложить исключительно топовые модели высшего ценового сегмента.

Данный материал рассчитан на широкий круг читателей, которые бы хотели в домашних условиях подготовить подкаст . Статья не претендует на полноту и всеобъемлемость изложения темы звукозаписи.

Какое оборудование нужно для записи подкаста?

Подкаст можно записать на любом оборудовании. Как минимум нужен микрофон + компьютер. Подключить микрофон можно в микрофонный вход интегрированного звука (он помечен розовым цветом или значком микрофона). Известны случаи записи подкастов на MP3-плеер или сотовый телефон, используемых в режиме диктофона.

От чего зависит техническое качество подкаста?

Итоговое качество подкаста с точки зрения звукозаписи будет зависеть от аппаратуры, навыков и опыта подкастера. В большей степени от последних двух. Начать разумнее с малого и с ростом мастерства делать апгрейд оборудованию.

Какое оборудование нужно для подкаста высокого качества?

Необходим профессиональный динамический или, лучше, конденсаторный микрофон. Напольная или настольная микрофонная стойка или подставка. Полнодиапазонные наушники или активные колонки с правильной передачей тембра (активные мониторы). Внутренняя звуковая карта или миниатюрный микшерный пульт или внешний USB/Firewire звуковой интерфейс для подключения микрофона и последующей записи. Соединительные шнуры.

Выбор интерфейса зависит от типа микрофона. Для конденсаторного микрофона обычно требуется фантомное питание +48 В.

Есть ли готовые наборы оборудования для записи подкастов?

Этот список является далеко не полным. Желающие могут поискать в интернете и другие варианты.

Какие программы нужны для подготовки подкаста?

Подойдет практически любой звуковой редактор с возможностью монтажа. Из бесплатных подкастерам часто рекомендуется Audacity . Плюсы данной программы: простота использования, русскоязычный интерфейс, возможность регулировать уровни записи и воспроизведения звуковой карты напрямую из программы. Минусы Audacity: ограниченный набор средств, отсутствие профессиональных инструментов и интерфейсов.

Из полупрофессиональных редакторов наибольшей любовью пользуется коммерческий Adobe Audition (бывший Syntrillium Cool Edit Pro). Есть также Steinberg Wavelab, SONY Sound Forge (бывшйи Sonic Foundry). Эти редакторы объединяет поддержка интерфейса ASIO в последних версиях, возможность подключения профессиональной обработки в виде DX/VST-плагинов, возможность объединения эффектов в рэк. Как правило, выбор звукового редактора - дело личных предпочтений.

Самый худший вариант - нажать "запись", что-то экспромтом наговорить, сохранить как звуковой файл и подкаст якобы готов.

С чего начать подготовку подкаста?

Начните с выбора идеи и написания сценария. Ещё лучше - готового текста для последующего прочтения перед микрофоном.

Перед записью лучше устроить репетицию чтения текста и попросить кого-то, входящего в целевую аудиторию, послушать, насколько ваш подкаст понятен на слух и насколько он интересен.

Наиболее важным представляются: 1) идея подкаста, интересность информации, личный анализ этой информации автором; 2) выработка понятной, не раздражающей манеры изложения. Люди, преуспевшие в формулировки мыслей на бумаге, вероятнее всего столкнутся с большими проблемами с переносом такого текста в жанр подкаста. Советы такие: доносите мысль максимально просто и понятно, упрощайте сложные языковые конструкции, переформулируйте причастные обороты и косвенные падежи в более простые формы. Такой текст легче будет прочитать, а слушателям - его воспринять и понять на слух.

Выбирайте для подкаста узкую тему или не больше пары-тройки тем и постарайтесь раскрыть каждую из них. Оптимальное время одного подкаста 3-5 минут. Помните, что подкастинг требует регулярных выпусков, поэтому оставьте энергию для следующих подкастов. Начать текст лучше с приветствия и оглашения содержания подкаста.

Последовательность записи подкаста

Перед записью необходимо подключить микрофон и отрегулировать правильный уровеь записи. Обычно в звуковом редакторе имеется индикатор уровня сигнала (пик-метер) с указанием перегрузки. Необходимо добиться, чтобы сигнал имел достаточную амплитуду, но никогда не зашкаливал за максимальное значение. Лучше оставить некоторый запас в 3-6 дБ, иначе неизбежны щелчки, которые практически невозможно устранить на монтаже.

При записи добивайтесь безошибочного прочтения полной фразы или абзаца. Это облегчит монтаж и сделает склейки незаметными. Вырабатывайте живую осмысленную интонацию. Следите за равномерной подачей. Наилучший вариант - обычно, второй или третий дубль фрагмента текста. Запись лучше всего не останавливать, чтобы не отвлекаться на ручные манипуляции с запуском/остановом/удалением дублей.

После получения удовлетворительных дублей необходимо произвести черновой монтаж. Оставить только нужные фраменты. Удалить долгие паузы и посторонние громкие звуки в паузах.

Что делать с фоновым шумом?

Есть два варианта. Первый - устранить шумодавом, скормив образец шума в паузе. Такой вариант при отсутствии опыта практически всегда затронет полезный сигнал и внесет слышимые искажения. Второй вариант - наложить фоновый саундтрек с негромкой музыкой. Однако помните, что использовать коммерческие записи без разрешения правообладателя запрещено законом.

Какой формат проекта выбрать?

16 бит 44 кГц. Данный формат оптимален по соотношению размера и качества. В домашних условиях поднятие разрядности или частоты дискретизации не даст преимуществ, но увеличит нагрузку на систему. Совет особенно актуален для USB/Firewire устройств.

Какие эффекты обработки выбрать?

После чернового монтажа целесообразно обработать материал, поместив эффекты в последовательную цепочку (рэк). Либо можно повесить эффекты в разрывы (insert) на дорожку с голосом. Преимущество такой обработки в том, что слышен итоговый результат обработки нескольких эффектов. Можно включить предпрослушивание и отрегулировать параметры обработки.

1. Обрезной фильтр басов (low cut filter), на базе параметрического эквалайзера. Убирает бубнение на басах. Частота среза фильтра в районе 80-120 Гц. Основыне бубнящие тона можно посмотреть на анализаторе спектра редактора. Кроме того, некоторые эквалайзеры сами показывают спектр сигнала в реальном времени.

Эквализация остальной части звукового диапазона в домашних условиях крайне затруднена из-за собственного вклада в тембр средств подручного мониторинга (колонки, наушники).

2. Деэссер. Применяется по необходимости в случае сильных свистящих согласных. В основном применяется набор узкополосных фильтров параметрического эквалайзера на частотах 4-6 кГц. В случае сильного искажения тембра от эквалайзера можно также применить компрессор со снижением пиков сигнала в ограниченной полосе частот.

Бубнение на басах и свист согласных можно несколько снизить на этапе записи, если расположить микрофон чуть дальше и под углом к диктору. Это также поможет снизить слышимость взятия дыхания.

3. Поднятие громкости. Необходимо для правильного срабатывания компрессора динамического диапазона. Пики могут выходить за 0 дБ. Цепочка эффектов обрабатывается в пространстве 32-разрядных чисел с плавающей точкой, где зашкаливание не приводит к потере сигнала. Поднятие громкости возможно в параметре input level внутри компрессора.

4. Компрессор динамического диапазона (не путать с компрессией файла в MP3 и прочие форматы). Позволяет поднять средний уровень громкости не затрагивая пики сигнала. Порог (threshold) позволяет отрегулировать раздел между усиливаемым сигналом и пиками. При записи речи применяются относительно небольшие значения компрессии, иначе результат становится лишен естественной динамики голоса. Чтобы не было резкой слышимой границы срабатывания, применяют плавную кривую передаточной характеристики.

5. Лимитер. Необходим для ограничения самых больших пиков сигнала. Ставится на выходе секции эффектов либо на мастер-секции после микширования с музыкальным саундтреком. Показатель правильного применения лимитера - очень редкое его срабатывание. Если идет постоянная перегрузка - необходимо отрегулировать поднятие громкости и компрессию динамики.

При записи в домашних условиях трудно добиться сигнала, не содержащего естественных отражений звука от стола, предметов и стен комнаты. Поэтому повторное наложение эффектов эха и реверберации нежелательно. Различные ухищрения типа ковров на стенах и полу - неэффективны, так как глушат средние и высокие частоты, обедняя и еще более искажая общий тембр звука.

Крайне нежелательно использование готовых пресетов внутри эффектов. Не думайте, что разработчики все предусмотрели за вас. На практике еще ни один пресет не подходил к конкретной ситуации. Чаще всего пресеты служат лишь для демонстрации направления регулировки параметров в зависимости от ситуации применения.

В домашних условиях наибольшую сложность составляет контроль - прослушивание результатов обработки на подручных средствах, наушниках и колонках. Чаще всего результат будет непереносим на другую аппаратуру. То есть на аппаратуре с другими характеристиками могут неожиданно всплыть проблемы с бубнением, искажениями, перекосом в тембральном балансе. Таким образом, итоговый микс имеет смысл отслушать на всей имеющейся под рукой звуковой аппаратуре. К такому же приему не стыдятся прибегать в коммерческих студиях звукозаписи.

В сфере подкастинга и принимаем регулярное участие в записи одного из наиболее востребованных подкастов в Рунете – передаче «Звук» .

Создание передачи – это отдельная история с множеством разнообразных нюансов. Сегодня мы поговорим об одном из них и посмотрим, какие микрофоны для записи подкастов рекомендуют эксперты вроде Марко Армента.

Конечно, все существующие микрофоны не перепробуешь, а в рамках деятельности начинающего подкастера удается проверить в деле одно или максимум два устройства звукозаписи. Большим количеством звукозаписывающих устройств пользуются только аудиоинженеры, но они предъявляют к ним совершенно иные требования, так как проводят запись в других условиях.

Нужно немало времени, чтобы найти наиболее удачные решения для создания подкастов. Руководства по выбору микрофонов для подкастинга очень малочисленны и лишь кратко касаются специфики рассматриваемых устройств. Мало кто приводит примеры записей, сравнивает характер звучания и уровень доступности микрофонов.

Electro-Voice RE20 (XLR, динамический): $450, плюс около $100 за XLR-интерфейс

Хорошо показал себя во всем: отличный звук, отличное подавление фонового шума и эха, прост в обращении. Он является стандартом индустрии не без причины. Как и многим другим динамическим микрофонам, ему нужен мощный предусилитель (но не такой мощный, как для SM7B).

Pyle PDMIC58 (XLR, динамический): $10–20, плюс около $100 за XLR-интерфейс

Потрясающее соотношение цена/качество. Для такой цены звук этой дешевой копии Shure SM58 просто потрясающий – к слову, он лучше, чем у большинства динамических микрофонов.

Антивибрационное крепление: необязательно. Поп-фильтр: необходим ($6).

Blue Yeti (USB, большая диафрагма, конденсаторный): $130

В течении многих лет Yeti рекомендовали как недорогой микрофон для начинающих. Чтобы получить с его помощью хороший звук, нужно немного потрудиться и использовать дополнительное оборудование: ему необходим хороший поп-фильтр (микрофон улавливает очень много отраженных волн), а стойка, идущая в комплекте, не позволяет пододвинуть микрофон достаточно близко.

Sennheiser MD 421-II (XLR, динамический): $380, плюс около $100 за XLR-интерфейс

Хороший во всем динамический микрофон со спокойным теплым тоном, который, звучит немного приглушенно. Смущает его корпус и крепление из дешевого пластика, не соответствующие микрофону этой ценовой категории. Но, как и большинство динамических микрофонов, он хорошо справляется с подавлением шума и эха, потому подходит для записи нестудийных подкастов.

Антивибрационное крепление: опционально ($60). Поп-фильтр: необходим ($35) или SM58 ($6).

Telefunken M82 (XLR, динамический): $400, плюс около $400 за XLR-интерфейс

С включенной функцией High Boost дает отличный звук (для динамического микрофона). Хорошо подавляет фоновый шум и эхо, но ему необходим мощный предусилитель, что увеличивает стоимость XLR-интерфейса. Это отличная альтернатива Heil PR 40 – требования к усилителю похожи, но M82 имеет более ровный тон (нет необходимости покупать поп-фильтр).

Антивибрационное крепление: опционально, продается в наборе за $500 с пантографом. Поп-фильтр: необязателен.

Shure PG42-USB (USB, большая диафрагма, конденсаторный): $250


Неплохой USB-микрофон с портом для наушников. По сравнению с Blue Yeti он меньше и идет в комплекте с креплением для пантографа. Он более чувствителен к высоким частотам, чем Yeti, как следствие, фиксирует фоновый шум и эхо.

Антивибрационное крепление: входит в комплект. Поп-фильтр: необходим, обычная насадка ($10). Примеры (с поп-фильтром): и .

Sennheiser MD 441-U (XLR, динамический): $900, плюс около $400 за XLR-интерфейс

Отличный микрофон. Он имеет ровный мягкий звук, но для динамического микрофона слишком дорогой. Как и большинство динамических микрофонов, он хорошо справляется с подавлением шума и эха, но ему нужен хороший предусилитель для уменьшения помех.

Антивибрационное крепление: необязательно. Поп-фильтр: необходим ($56).

Примеры (одноступенчатый фильтр нижних частот): и .

Neumann TLM 102 (XLR, большая диафрагма, конденсаторный): $700, плюс около $100 за XLR-интерфейс

Популярный студийный конденсаторный микрофон с отличным звуком без шумов, но чувствительный к отраженным волнам. Требует покупки поп-фильтра и антивибрационного крепления. Он очень дорогой, особенно если покупать к нему необходимые аксессуары.

Однако за такую цену вы получите микрофон с лучшим звуком из всех устройств, представленных в этом списке.

Антивибрационное крепление: необходимо ($130). Поп-фильтр: необходим, пористая насадка ($50), обычная насадка ($10).

Sennheiser e865 (XLR, маленькая диафрагма, конденсаторный): $270, плюс около $100 за XLR-интерфейс

Очень похож на Beta 87A и Neumann KMS 105, другие конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой для выступлений со сцены, но с более мягким приглушенным звуком и заметным шипением на фоне. Как и 87A, он хорошо подавляет шум и эхо, его легко подключить, и ему не нужны антивибрационное крепление или поп-фильтр. Микрофон 87A обладает всеми этими качествами, но имеет более высокое качество звука за ту же цену.

Антивибрационное крепление: необязательно. Поп-фильтр: необязателен.

Heil PR 40 (XLR, динамический): $325, плюс около $400 за XLR-интерфейс

Чтобы с его помощью получить хороший звук, нужно использовать мощный источник питания и предусилитель, к тому же у него странное неестественное звучание: очень хорошо слышно самые низкие частоты, а частоты повыше звучат слишком «тонко». Мне кажется, что он популярен как раз из-за избытка глубоких низких частот, которые так любят диджеи на радио, но подобный звук не подходит для подкастов, где нормой является более естественный звук.

Антивибрационное крепление: необходимо ($105). Поп-фильтр: рекомендуется ($60).

Shure SM7B (XLR, динамический): $350, плюс около $400 за XLR-интерфейс

Он не подходит для использования вне профессиональной студии, где нет высококачественных предусилителей и спецкомнат. Микрофон улавливает все отраженные волны и фоновый шум, а также требует мощного усилителя, поэтому на записях, сделанных с его помощью, всегда будет заметно слабое статичное шипение (даже с очень хорошим предусилителем). Если усилитель недостаточно хорош, то статический шум становится очень заметен.

Антивибрационное крепление: необязательно. Поп-фильтр: включен в комплект, пористый. Примеры (Blackjack): и . Примеры (USBPre 2): и .

Shure Beta 58A (XLR, динамический): $160, плюс около $100 за XLR-интерфейс

Практичный, как Beta 87A, но с худшим звуком. Ярко выраженные низкие частоты и небольшая приглушенность в верхнем частотном диапазоне из-за очень плохой чувствительности. Лучше переплатить и купить 87A – разница в качестве стоит того.

Антивибрационное крепление: необязательно. Поп-фильтр: рекомендуется ($6).

Audio-Technica AT2020 USB Plus (USB, большая диафрагма, конденсаторный): $150

Хороший выбор среди других конденсаторных USB-микрофонов. На мой взгляд, Yeti лучше и имеет кнопку выключения микрофона, но его сложно установить на пантограф из-за его размеров. PG42 (более дорогой) лучше оснащен, но его нельзя выключить программно. Как и большинство других конденсаторных микрофонов, AT2020 очень чувствителен к эху и фоновому шуму, потому ему необходим поп-фильтр.

Антивибрационное крепление: необходимо ($46). Поп-фильтр: необходим, обычный ($10).

Blue Nessie (USB, большая диафрагма, конденсаторный): $85

Очень похож на Blue Yeti, но меньше, и его нельзя закрепить на стойке или пантографе. Если вам не важен размер микрофона, лучше купить Yeti.

Антивибрационное крепление: несовместим. Поп-фильтр: необязателен.

Примеры (на собственной подставке): и .

Rode Podcaster (USB, динамический): $230

Podcaster – это удобный USB-микрофон, но у него плохое качество звука – слишком выделяются средние частоты, из-за этого голос звучит гнусавее и резче. Более того, он слишком чувствителен к отраженным волнам и фоновому шуму. Он не так плох, но своих денег не стоит.

Антивибрационное крепление: необходимо ($40). Поп-фильтр: необязателен.

Apple EarPods с встроенным микрофоном: в комплекте с каждым iPhone

Когда вы подключаете EarPods к любому Mac, выпущенному в последние несколько лет, микрофон (встроенный в кнопочный блок управления) заменяет микрофон Mac’а. Он не очень хороший, но из-за своего местоположения (близко ко рту) показывает достойное качество. Это не самый плохой микрофон из перечисленных: он прост в использовании, маленький и не требует дополнительного оборудования, кроме того (скорее всего) он у вас уже есть.

Антивибрационное крепление: конечно нет. Поп-фильтр: конечно нет. Пример .

Blue Snowball iCE (USB, большая диафрагма, конденсаторный): $50

Качество звука слишком плохое. В идеальных условиях он звучит грубо, а в неидеальных все его недостатки становятся намного заметнее. Даже самый лучший диктор в абсолютно тихой студии будет звучать плохо. Он не имеет порта для наушников, поэтому непригоден для записи подкастов. За такую цену лучше взять ATR-2100.

Примеры (с близкого расстояния): и .

Samson C01U (USB, большая диафрагма, конденсаторный): $60


На записи всегда слышен громкий свистящий шум, что говорит о плохом качестве электроники.

Антивибрационное крепление: необходимо ($25). Поп-фильтр: рекомендуется, обычный ($10).

Конденсаторные или динамические?

Большинство современных микрофонов делятся на конденсаторные и динамические:

Динамические микрофоны – это то, что нужно подкастерам: они лучше справляются с подавлением фонового шума и эха и не чувствительны к вибрациям и плозивам, однако имеют менее выраженный приглушенный неестественный звук, качество которого меняется от модели к модели. Звук динамических микрофонов сложно назвать отличным, но все-таки он довольно хорош.

Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой улавливают больше деталей, а качество звука менее зависит от марки/модели устройства. Они более восприимчивы к фоновому шуму, эху и плозивам. Такие микрофоны позволяют получить отличный звук, но только в идеальных условиях записи.

Конденсаторные микрофоны с маленькой диафрагмой обычно используются для сценических выступлений. Они обладают сильными сторонами как конденсаторных, так и динамических микрофонов: практичны, просты в использовании, мало шумов на записи (благодаря суперкардиодной направленности), но качество звука у них ниже, чем у большинства динамических микрофонов. Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой звучат намного лучше при записи в идеальных условиях, но с помощью суперкардиоидных конденсаторных микрофонов с маленькой диафрагмой легче получить отличный звук без помех.

Конечно, есть и исключения. Многие недорогие микрофоны – это конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой, в том числе и большинство моделей с поддержкой USB. Начинающие подкастеры обычно покупают недорогие конденсаторные USB-микрофоны, например, Blue Yeti, но такой подход все только усложняет – в них нужно говорить с близкого расстояния и использовать с поп-фильтром в «мягких» комнатах.

XLR или USB?

USB-микрофоны удобны в использовании, так как подключаются в один порт, но обладают ограниченными возможностями и расширяемостью. Если хотя бы одна часть такого микрофона выходит из строя, он полностью перестает работать. Обычно они недорогие, но с довольно плохим звучанием, и сделаны по низким «потребительским» стандартам качества. Они не очень «гибкие», что делает некоторые задачи (например, запись нескольких человек в одной комнате или использование длинного кабеля) сложными или невыполнимыми.

Системы XLR состоят из нескольких отдельных компонентов, которые можно купить по отдельности и заменять по необходимости, что означает более высокую стоимость и сложность сборки (больше частей, проводов, кнопок и переключателей). XLR-микрофоны невероятно крепкие, работают практически вечно и по качеству звука сильно отличаются друг от друга. Легко проводить запись с нескольких XLR-микрофонов в одной комнате. XLR-системы более гибкие и универсальные, чем USB.

Если вы начинающий подкастер, то вам будет достаточно USB-микрофона, но если вы занимаетесь этим уже давно и хотите улучшить качество звука (или вам, как и мне, просто нравится возиться с оборудованием), то советую обратить внимание на XLR-системы.

XLR-интерфейсы

XLR-микрофоны должны быть подцеплены к XLR-интерфейсам, подключаемым по USB. У них должен быть как минимум один XLR-вход и порт для наушников, чтобы вы могли слышать себя. Как и большинство других устройств, в идеале, они не должны требовать установки дополнительного ПО – все должно быть достижимо аппаратными средствами. Оборудование должно питаться от общей шины, чтобы исключить неполадки, связанные с блоками питания.

Существует множество XLR-USB-интерфейсов в ценовом диапазоне от $100 до $250, работающих с маломощными микрофонами, например, серией Shure Beta и большинством конденсаторных микрофонов. Вот мои любимые бюджетные предусилители, которые я использовал в этих тестах (Tascam использовался в последних испытаниях, так как при использовании Mackie появлялся шум фантомного питания):

  • $150 совсем не нужно ПО . Вот пример того, как можно решить проблему, немного доплатив.

    Студийные пантографы и антивибрационные крепления

    Пантографы намного лучше, чем обычные стойки, хотя и немного больше – они позволяют свободно перемещать микрофон на большое расстояние, чтобы вам было удобно в него говорить в любом положении. Rode PSA1 за $100 очень популярен из-за своего качества.

    Чтобы установить микрофон на пантограф (или любую другую стойку для микрофона), вам понадобится зажим или антивибрационное крепление со стандартной резьбой. Можно купить переходник за . Большинство пантографов продаются вместе с ним.

    Микрофоны Shure Beta продаются с крепежными зажимами, PG42-USB – с антивибрационным креплением, а в SM7B крепления встроены. Если вам нужно антивибрационное крепление для другого микрофона, его придется приобретать отдельно. Обычно антивибрационное крепление требуется только конденсаторным микрофонам.

    Все антивибрационные крепления похожи, но бывают разной формы, размера, и по-разному присоединяются к микрофонам (в зависимости от типа микрофона). Обычно подходят только те, которые рекомендует производитель микрофона. Многие производители предлагают наборы с микрофоном, антивибрационным креплением и другими аксессуарами по сниженным ценам.

    Кабели

    Дорогие кабели, в большинстве случаев, практически не улучшают качество звука – это относится и к XLR-кабелям, имеющим симметричное подключение. Покупайте любой XLR-кабель – я использовал и самые дешевые кабели, и самые дорогие от Mogami, но не заметил никакой разницы, даже когда микрофон плохо подавлял шумы (например, SM7B). XLR-кабели могут быть очень длинными, и, в отличие от USB кабелей, их можно подключать шлейфом напрямую, без каких либо адаптеров.

    Последние кабели от Monoprice слишком толстые – они громоздкие, жесткие, что очень неудобно, поэтому можно обратить внимание на дешевые, гибкие и качественные Sendt. Все это не относится к USB-кабелям.

    Переключатели выключения звука

    У большинства USB-микрофонов нет такого переключателя, но Shush может выключить звук большинства из них (кроме Shure PG42 USB) нажатием назначенной клавиши на клавиатуре.

    Если вам нужен переключатель для XLR-микрофона, то Shush не подойдет, и вам придется решить проблему аппаратными средствами и купить его. Найти хороший переключатель невероятно сложно (как зеркало для бритья), однако я пользуюсь Rolls MS111 (он вполне хорош). Вам понадобится еще один XLR кабель.

    Если вам нужно записать несколько человек с помощью XLR-микрофонов, и вы не хотите использовать компьютер, то следует использовать рекордеры Tascam и Zoom, которые могут записывать от 2 до 6 дорожек на SD-карту. Tascam DR-70D за $240 показал себя очень хорошо, работая с тремя Beta 87As и Beta 58A во время двух подкастов на WWDC прошлым летом, однако его нельзя использовать как USB-интерфейс, только как отдельный рекордер.

    Многие пользуются Zoom H4n за $200 и Zoom H6 за $400. Их можно использовать как USB-XLR-интерфейсы, но как предусилители они хуже, чем классические предусилители этой ценовой категории.

    Теги: Добавить метки

Грамотная обработка звука обеспечит приемлемый результат даже на совсем любительских моделях микрофонов.

Важно! Аудиоредакторы хорошо очищают дорожку от шумов, но почти ничего не могут сделать с таким искажением звука, как дисторшн («перегруз»). Поэтому никогда не ставьте микрофон близко ко рту. Оптимальное расстояние - от 15 до 20 сантиметров.

На первой иллюстрации вы видите перегруз: звуковые колебания не должны занимать всю вертикаль аудиодорожки. На второй - аудиодорожку без звуковых искажений

Скачайте софт

Популярная программа со всем необходимым функционалом для пользователей Windows и Mac

Audacity - бесплатный софт для записи и обработки аудио. С его помощью можно убрать гул, шум и шипение, изменить высоту тона и темп. Можно параллельно редактировать несколько аудиодорожек, накладывать фоновую музыку - программа обладает всеми нужными функциями для подкастера-любителя.

Скриншот программы Sound Forge Pro 10

Мощный аудиоредактор от Sony подойдет тем, кто решил профессионально заняться работой со звуком. Эту программу используют не только подкастеры, но и звукорежиссеры. Последняя версия аудиоредактора Sound Forge Pro 12 обойдется в 25 000 рублей. В программе - удобная конвертация аудио из одного формата в другой, много звуковых эффектов, качественное снижение шумов. Существует ограниченная версия аудиоредактора Sound Forge Audio Studio за 3 800 рублей - ее функционала вполне достаточно для задач подкастера.

Бесплатная программа для пользователей Макбуков. Входит в пакет iLife. Обычно сервис Garage Band ассоциируется с созданием музыкальных треков, однако его возможности гораздо шире. Благодаря интуитивному интерфейсу, записать эпизод подкаста в программе несложно. В Garage Band есть встроенное шумоподавление, но при желании для обработки можно воспользоваться упомянутой Audacity.

Как записать и отредактировать подкаст

Итак, вы выбрали микрофон, скачали программу для записи. Что дальше?

Если у вас шумный компьютер, имеет смысл записывать подкаст оффлайн, не подключаясь к технике, а уже потом редактировать файл. Вести оффлайн-запись позволяют Zoom H1 со сменной microSD-картой и диктофоны.

В любом случае, есть два варианта :

Записать подкаст целиком, не обращая внимания на оговорки, а потом вырезать всё ненужное. Это удобно, но придется переслушивать весь подкаст. На обработку такого файла уходит примерно 130–150% от времени записи;

Сразу перезаписывать неудавшиеся фрагменты. Этот способ дает адекватное представление об итоговой длительности подкаста, сокращает время обработки, но в момент записи сложнее сконцентрироваться и расслабиться. Могут быть слышны щелчки мыши при перезаписи.

Чтобы ваш голос звучал профессионально, улучшайте дикцию - например, воспользуйтесь мультимедийной азбукой скороговоро к. Cтарайтесь дышать глубоко: при вдохе плечи не должны подниматься. Говорите «изнутри», интонации низкие, доверительные. Полезно помычать перед началом записи несколько минут, это сделает ваш голос более выразительным. Улыбайтесь и широко открывайте рот, расправьте плечи. Если при записи подкаста вы оговорились, хлопните в ладоши и начните всю фразу с начала. Редактировать будет удобнее - громкий и резкий звук, разделяющий дубли, появится на аудиодорожке в виде длинной вертикальной черты.

Подготовьтесь к подкасту. Запишите основные блоки в виде тезисов, чтобы ничего не забыть. Не нужно писать подробный сценарий текстом: в этом случае вы будете не говорить, а читать, и речь будет звучать неестественно. В целом, здесь нет конкретных техник: ориентируйтесь на то, как вы привыкли разговаривать, и на способность импровизировать.

Старайтесь записывать подкаст в один день, целиком, а не частями. На звук голоса человека влияет множество факторов - акустика помещения, погода, время суток, ваше самочувствие.

На этапе редактуры вам нужно вручную удалить все «неудачные дубли», вырезать щелчки, цоканье и горестные вздохи. Это бесхитростное дело - выделяйте фрагменты левой кнопкой мыши и нажимайте «delete».

После этого необходимо очистить запись от фонового шума с помощью функции «Снижение шумов» в Sound Forge или «Подавление шума» в Audacity. По-английски функция обычно называется «Noise Reduction».



Поделиться