Easy Trace от ООО "ИнтерВек" (Easy Trace Group). Внесены изменения в работу инструмента «Кисть»

Это официальная инструкция для Bravis X500 Trace Pro на русском языке, которая подходит под Android 6.0 Marshmallow. В случае, если Вы обновили свой смартфон Bravis до более "свежей" версии или "откатились" до более ранней, то Вам стоит попробовать другие подробные инструкции по эксплуатации, которые будут представлены ниже. Также мы предлагаем ознакомиться с быстрой инструкцией пользователя в формате вопрос - ответ.

Официальный сайт Bravis?

Вы попали в точку, поскольку здесь собрана вся информация с официального сайта компании Bravis, а также масса другого полезного контента.

Настройки-> О телефоне:: Версия Android (несколько нажатий по пункту запустят "Пасхальное яйцо") ["Из коробки" версия ОС Андроид - 6.0].

Продолжаем настраивать смартфон

Как обновить драйверы на Bravis


Нужно зайти в "Настройки -> О телефоне -> Версия ядра"

Как включить русскую раскладку клавиатуры

Перейдите в арздел "Настройки-> Язык и ввод-> Выбрать язык"

Как подключить 4g или переключиться на 2G, 3G

"Настройки-> Ещё-> Мобильная сеть-> Передача данных"

Что делать, если включил детский режим и забыл пароль

Заходим в "Настройки-> Язык и клавиатура-> раздел (клавиатура и способы ввода)-> ставим галочку напротив "голосовй ввод Google"


Настройки-> Экран:: Автоповорот экрана (снять галочку)

Как установить мелодию на будильник?


Настройки-> Экран-> Яркость-> вправо (увеличение); влево (уменьшение); АВТО (автоматическая регулировка).


Настройки-> Батарея-> Энергосбережение (поставить галочку)

Включить отображение состояния заряда аккумулятора в процентах

Настройки-> Батарея-> Заряд батареи

Как перенести номера телефонов с SIM-карты в память телефона? Импорт номеров из симки

  1. Зайдите в приложение "Контакты"
  2. Нажмите на кнопку "Опции" -> выберите «Импорт/Экспорт»
  3. Выберите откуда нужно импортировать контакты -> «Импорт с SIM-карты»

Как добавить контакт в черный список или заблокировать номер телефона?

Как настроить Интернет, если интернет не работает (например, МТС, Билайн, Теле2, Life)

  1. Можно обратиться к оператору
  2. Либо ознакомьтесь с инструкцией по

Как установить рингтон на абонента, чтобы на каждый номер была своя мелодия


Зайдите в приложение "Контакты" -> Выберите нужный контакт -> нажмите по нему -> откройте меню (3 вертикальных точки) -> Задать рингтон

Как отключить или включить виброотклик клавиш?

Зайдите в Настройки-> Язык и ввод -> Клавиатура Android или клавиатура Google -> Виброотклик клавиш (снимаем или ставим галочку)

Как установить мелодию на СМС-сообщение или изменить звуки оповещений?

Ознакомьтесь с инструкцией по

Как узнать, какой процессор на X500 Trace Pro?

Нужно посмотреть характеристики X500 Trace Pro (выше указана ссылка). Нам известно, что в данной модификации девайса чипсет - MediaTek MT6580A, 1.3 ГГц, 4 x Cortex-A7, Mali-400 MP2.


Настройки-> Для разработчиков-> Отладка по USB

Если нет пункта "Для разработчиков"?

Выполните действия из инструкции


Настройки-> Передача данных-> Моб.трафик.
Настройки-> Еще-> Мобильная сеть-> Службы 3G/4G (если оператор не поддерживает, выбрать только 2G)

Как изменить или добавить язык ввода на клавиатуре?

Настройки-> Язык и ввод-> Клавиатура Android-> иконка настроек-> Языки ввода (ставит галочку напротив нужных)

Пакет Easy Trace PRO версии 7.8 на сегодняшний день можно рассматривать как систему, или программный комплекс, для подготовки картографических данных. Возможности пакета далеко выходят за перечень функций, традиционно предлагаемый пакетами-векторизаторами.

Easy Trace PRO позволяет с минимальными затратами, ещё на этапе подготовки данных, выполнить множество операций, традиционно относящихся к функциям GIS. Это более чем значительно повышает степень готовности оцифрованных материалов, передаваемых в конечную геоинформационную систему. Как результат - многократно сокращается время, необходимое для ввода GIS в эксплуатацию.

Подготовка цифровых данных включает в себя:

    специальные инструменты оцифровки и ввода атрибутов;

    возможность собрать полную векторную модель крупного города;

    собор результатов оцифровки в единое целое;

    выполнить атрибутирование всех векторных объектов;

    контролировать достоверность атрибутивных данных средствами тематической прорисовки и визуализации значений атрибутов;

Область применения Easy Trace. Прежде всего, это обработка РЕАЛЬНЫХ материалов. Таких материалов, как ксерокопии, сильно изношенные оригиналы, несущие на себе груз многолетних дежурных изменений, то есть тех, которые, как правило, ложатся в основу создаваемых сегодня ГИС.

Как показала практика, сфера применения пакета давно перешагнула за рамки, очерченные при его разработке.

Стоит отметить такие сильные стороны пакета, как универсальность и тщательно проработанные интерфейсы редакторов и трассировщиков-полуавтоматов. Универсальность пакета позволяет успешно готовить данные для любых ГИС, а удобство ввода и редактирования дают серьезный выигрыш даже при 100% ручной оцифровке!

В ближайшее время планируется адаптация пакета для решения задач оцифровки аэрофотоснимков. Именно здесь сильные стороны оптимизированных инструментов ввода и редактирования векторных данных должны проявить себя максимально. На сегодняшний день пакет успешно используется для 2D - векторизации ортофотопланов.

Требования к Easy Trace. Это прежде всего:

    поддержка сквозного цикла подготовки данных от растра до объединённых, атрибутированых и прошедших верификацию векторных данных;

    способность пакета обрабатывать реальные, низкокачественные и сильно изношенные материалы;

    возможность распараллеливания работы с гарантией последующей интеграции данных в единое целое;

    низкие требования к квалификации операторов;

    минимальные затраты на внедрение технологии ввода с помощью Easy Trace.

Глава 3. Технологические и технические возможности пакета

В основе технологии, реализованной в пакете Easy Trace, лежит мозаичное растрово-векторное поле практически неограниченных размеров. Размеры отдельных растров могут превышать 2 Гб и иметь любую глубину цветности. Многослойная растровая мозаика может состоять из произвольной комбинации растров различной цветности и масштаба. Количество векторных слоев не ограничено, в свою очередь, каждый слой может содержать до миллиона объектов. Таким образом, возможность на ОДНОМ рабочем месте собрать векторное покрытие целого города, содержащее сотни тысяч объектов и связанных с ними атрибутивных данных.

Технологическая цепочка переноса картографической информации с бумаги в ГИС состоит, как правило, из следующих этапов:

    Сканирование и ввод растровой информации.

    Обработка (подготовка) растров.

    Векторизация.

    Редактирование, сшивка и верификация векторных данных.

    Экспорт материалов в ГИС.

Остановимся подробнее на некоторых возможностях векторизатора Easy Trace для каждого этапа.

Easy Trace от ООО "ИнтерВек" (Easy Trace Group)

Дата: 2010-02-06

Easy Trace от ООО "ИнтерВек" (Easy Trace Group)

http://www.easytrace.com/video/old-samples_ru - здесь видео и примеры работы с программой.

ООО ИнтерВек было основано более двадцати лет назад двумя сотрудниками НПО "Южморгеологии". Причиной тому стал маленький ручной сканер и, ну очень большой электронный планшет. Какое-то время на планшете мы пытались "скалывать" карты...
Начиная как "компания одного продукта" - векторизатора Easy Trace, мы прошли путь от двух человек до фирмы из 30 сотрудников. От наивных романтиков перестройки - до лидеров отечественного рынка векторизаторов и исполнителей крупных зарубежных IT проектов.
Сегодня свыше 3200 рабочих мест в 24 странах мира оснащены векторизаторами Easy Trace. Каждые полгода, а иногда и чаще, выпускалась новая версия продукта. Сейчас мы работаем над очередной версией ПО.
Есть Бесплатная полнофункциональная версия Easy Trace Pro 8.65.1595 Easy Trace Pro v7.99.1051
Версия 8.65 является полным аналогом версии 8.6, а 7.99 версии 7.95 в которой исправлены несколько ошибок. Программа не содержит каких-либо ограничений и распространяется бесплатно.

Easy Trace Pro. Версии выше 8.65.

Пакет Easy Trace Pro позволяет быстро и качественно векторизовать самые разнообразные картографические материалы. Это целый арсенал утилит и инструментов нацеленный как на извлечение данных из растров, так и на коррекцию уже существующих векторных данных. И даже в том случае, когда возможна только ручная оцифровка, оператор получит 2-3 кратный выигрыш в скорости работы.
Это пакет, способный работать с реальными материалами: ксерокопиями, выцветшей цветной печатью, потертостями и т. д. Не менее эффективно применение пакета и для дешифрирования космоснимков.
Начиная работу над пакетом Easy Trace более двадцати лет назад, мы создавали программу-векторизатор. Причём векторизатор для AutoCad’а. Первая же демонстрация пакета на выставке КОМТЕК показала, что средства перевода бумаги в «цифру» нужны как воздух не только для CAD-, но и для GIS-технологий.
Особенности данных, используемых в GIS, мгновенно провели черту между "чертёжными" и "картографическими" векторизаторами.
В области CAD буквально на глазах появились и заматерели свои векторизаторы-фавориты. В сфере GIS-технологий, напротив, большинство участников быстро сошли с дистанции.
Несколько лет ушло на оснащение Easy Trace базовым набором функциональности. В то время его основными преимуществами были низкая цена, простота и высокая скорость работы с растрами. Затем пакет из роли догоняющего ушел в отрыв, предложив свой, оригинальный, подход к извлечению векторных данных из растров.
Опираясь на интерактивное взаимодействие с оператором, пакет развивался от набора специальных инструментов, собранных "под одной крышей", к набору интерактивных утилит, работающих с тысячами объектов одновременно.
Достаточно быстро стало очевидным, что подготовка полноценных данных нуждается в мощных средствах их топологического контроля и коррекции. Обычно эту задачу относят скорее к епархии ГИС, нежели к инструментам векторизации. Мы же посчитали иначе, поэтому векторизатор был дополнен не только механизмами обнаружения топологических ошибок, но и средствами их массового исправления.
Векторизация карт крупных проектов с помощью Easy Trace Pro
Ещё одним шагом, повышающим степень готовности и ценность извлекаемых данных, стало введение в пакет эффективных средств атрибутирования и контроля достоверности присвоенных атрибутов. К этому добавились специальные утилиты для работы с рельефом, полигональными покрытиями, мощные средства модификации согласованных многослойных структур, оптимизации и трансформации векторных данных.
Такое расширение функциональности позволило отнести пакет к профессиональным инструментам, изменив его название на Easy Trace PRO. Пакет перерос возможности программы-векторизатора и начал позиционироваться как комплекс подготовки и модификации значительных объёмов векторных данных.
Слово "значительных" упомянуто не случайно. Жёсткий контроль над внутренним представлением и изощрённые алгоритмы контроля и модификации векторных данных позволяют "держать" на обычном ноутбуке покрытие крупного предприятия или топографическую карту целой области.
Специальная предварительная обработка исходных растров дала мощный толчок к "освоению ранее недоступных территорий". Самые разные растровые данные, оцифровка которых повсеместно велась вручную, стали доступны для эффективных автоматизированных способов векторизации.
Ещё один резерв повышения эффективности кроется в эргономике управления интерактивными инструментами. Тщательная "подгонка" таких инструментов "под руку оператора" может в несколько раз сократить общее время векторизации.
Мы непрерывно шлифуем наши инструменты уже третье десятилетие. Причём постоянно проверяем их «остроту» на «собственной шкуре». Ведь Easy Trace Group - не только разработчик и поставщик одноимённого пакета, но и компания, постоянно выполняющая реальные картографические проекты. Так что Easy Trace PRO мы делаем, прежде всего, для себя. Поэтому в эффективности нашего пакета вы можете не сомневаться!

Преимущества платной версии

Изменилась сама парадигма оцифровки. Мы отказались от полуавтоматического и ручного прослеживания линий. Нет, конечно, сами инструменты остались. Вот только работу они делают автоматы. А оператор управляет " конвейером" и снимает "заусенцы". Увы, без человека пока не обойтись, по крайней мере, до тех пор, пока машины не начнут думать.
Сегодня мы предлагаем не просто векторизатор, но Технологии Векторизации (или, следуя моде - решения). Сам пакет Easy Trace - всего лишь набор утилит и инструментов, открывающий доступ к таким технологиям. Этим он и ценен. Не глухой "чёрный ящик", как многие "автоматы", а гибкий конструктор. Конструктор, позволяющий собрать СВОЮ технологию, под СВОЙ материал и СВОЮ задачу.
Что лежит в основе наших технологий? Прежде всего, это:
Утилиты подготовки растров
Утилиты автоматической оцифровки и распознавания объектов
Инструменты редактирования объектов
Утилиты для поддержки топологической структуры данных

Это далеко не всё. Но этого достаточно, чтобы почувствовать разницу...
Утилиты подготовки растров
Блажен тот, в чьих руках лежат издательские оригиналы. Те самые безусадочные плёнки, с которых идёт печать каждого из цветных слоёв карты. Но нам, простым смертным, об этом можно только мечтать...
Обычное дело, когда растр получен с потёртой, покоробленной и выцветшей бумажной карты. Именно здесь лежат истоки суждений о том, что карты не точны, и всё надо снимать заново. Да и откуда взяться точности, если коробленую бумагу "привязать" по десяти точкам рамки...
Но стоит применить коррекцию по всем ячейкам сетки - как всё резко меняется. И это можно себе позволить, если на четыреста с лишним ячеек уйдет десяток минут. А почему бы и нет? Ведь работу делают автоматы.
Итак, растр скорректирован. Можно векторизовать? Нет. Точнее, можно, но не нужно.
Эффективная трассировка требует чёрно-белых растров с чёткими линиями и резкими границами заливок. А где их взять? На цветном растре целыми выглядят разве что чёрные линии, да и те порезаны на дольки линиями сетки. На планшете из архива линии выцвели, на "синьке" - склеились друг с другом...
Поэтому векторизации ВСЕГДА предшествует подготовка растров. Конечно, если вам надо снять больше чем пару линий. Даже чёрно-белый растр можно разложить на два - толстый и тонкий. Тонкий для линий, толстый для заливок и... точек! Easy Trace легко "вытаскивает" символы-точки, окружности и точечные линии.
В процессе подготовки растров мы не ограничиваемся растровыми инструментами. Очень часто используется векторные данные. Например, распознав сетку, её можно убрать с растра. После этого чёрные линии векторизуются влёт. Цветные - избавляются от массы "левых" склеек, а зачастую и разрывов. Полигональные объекты можно стереть с растра, и они перестанут мешать оцифровке линейных...
Самое интересное в сказанном то, что вам не надо "изобретать велосипед". Мы прошли этот путь - вы можете просто использовать наши находки.
Утилиты автоматической оцифровки
Робкие попытки применения автоматической векторизации в "семёрке" к версии 8.7 вылились в крепкий комплекс утилит. Их задачи чётко разграничены. Процесс оцифровки структурирован и превращён в конвейер. Иначе нельзя. Ведь входной материал - это обрывки линий, приправленные изрядной долей шума.
Комплекс состоит из утилит:
векторизации
фильтрации дефектов векторных линий
сшивки разрывов
распознавания объектов
восстановление топологических связей
оптимизации формы линий
Особняком стоит группа утилит, ориентированных на оцифровку рельефа.
Если в утилитах векторизации нет ничего необычного, то утилита фильтрация "сырых" линий - это просто конфетка! Обычно, чтобы сшить из обрывков линий что-то пристойное, приходилось изрядно поработать редакторами. Теперь тысячи дефектов исчезают за считанные секунды.
После такой подготовки эффективность сшивки фрагментов линий возрастает на порядок. Впрочем, и сама фильтрация сшивает не менее половины всех разрывов. Конечно, при сборке объектов без оператора не обойтись. Но об инструментах и приёмах ручной доводки поговорим чуть позже.
За сшивкой следует распознавание объектов. Это может быть сетка, полигоны болот, изображённые штрихами, озёра, здания, круглые объекты... Причём, полигоны озер могут собираться из десятков линий, а здания и сооружения могут быть сопряжены друг с другом.
Круглые объекты - это отдельная песня. Например, вам не приходило в голову, что мелкие точки можно оцифровать по границе и распознать как окружности? А затем автоматически восстановить до 95% всех точечных линий? Или автоматически распознать львиную долю всех отметок высот на топокарте и практически все фонарные столбы на двухтысячнике?
Заключительные шаги автовекторизации - это восстановление топологических связей и оптимизация формы линий. После "облагораживания" формы извлечённых полигонов (озёр, зданий...) нарушаются связи с примыкающими к ним линейными объектами. Это могут быть реки, границы, коммуникации... Эти связи восстанавливаются утилитой Коррекция топологии. И только потом линейные объекты оптимизируются.
Разбиение процесса векторизации на простые и понятные стадии избавляет вас от неприятных сюрпризов, свойственных применению "автоматов". Вам не придётся "перелопачивать" груды красивых, но бессмысленных векторных линий. Наш результат - аккуратная, топологически корректная и достоверно атрибутированная векторная структура данных.
Инструменты редактирования
Изношенные, цветные или снятые с малым разрешением растры не могут похвастаться корректной формой линий. Часто самих линий просто нет. Есть лишь их следы пока ещё остающиеся на бумаге. Так что форма "сырых" линий обычно далека от идеала.
Очень многие дефекты исправит утилита фильтрации. Многие, но не все. Часть работы останется за оператором. И от того, какие инструменты будут у него в руках, во многом зависит общее время векторизации. Запуск утилит - это минуты и секунды. Основное время - это коррекция и контроль "вектора" оператором.
Сейчас за окном зима. Много снега. И его приходится убирать. Велика ли разница между самой продвинутой лопатой и простейшим снегоуборщиком для дачи? Обычно разница даёт знать о себе на десятой, двадцатой лопате. Где-то в области поясницы...
То же и с инструментами редактирования. Вместо охоты за отдельными вершинами сегодня мы управляем формой объектов.
Инструментов немного. Чем проще - тем быстрее. Легко и быстро освоить. Быстро и легко применять.
Давняя знакомая Векторная стерка научилась рассекать линии или удалять их "в одно касание". Просто нажмите Shift или Ctrl.
Как раньше мы обходились без Редактора прогиба, сегодня представить невозможно. То, что делается парой движений мыши, ранее требовало десятков секунд кропотливой работы. И что интересно - инструмент может править даже общие границы сопряжённых объектов.
В связке с редактором прогиба работает инструмент Сжатия/Расширения контуров. Он особенно эффективен при "вытаскивании" полигонов из снимков.
Топологический редактор научился "стягивать" вершины, одним щелчком формируя точное положение узлов и общих вершин. Групповые ножницы используют полигональные объекты в качестве контуров обрезки. А групповой редактор не просто отбирает объекты, но и "ставит их на конвейер" для быстрого контроля и коррекции.
В дополнение к трассировщикам (сегодня они используются редко) появился инструмент прослеживания линий. Из сырого векторного материала он извлекает даже протяжённые пунктирные линии.
Утилиты поддержки топологической структуры
Прежде всего, эти утилиты стали работать быстрее. Не просто быстро, а радикально быстро. Только в проекте из нескольких сотен тысяч объектов вам удастся запустить утилиту и уйти пить кофе.
При разборе линий после автотрассировки утилиты используются наравне с инструментами редактирования.
Дотянуть концы линий, стянуть узлы, согласовать границы - всё, как в обычных редакторах. Вот только в результате - несколько тысяч коррекций за один запуск утилиты. На проекте размером в планшет это занимает десяток секунд.
Поверх утилит выросла оболочка, позволяющая создавать группы тестов или заданий на коррекцию. Сами утилиты стали гораздо умнее, а их возможности шире.
Например, операция "Согласование участков" корректирует как общие границы полигонов, так и более сложные случаи, такие как общие границы по реке или дороге. Причём результатом не будет линия, "нашпигованная" вершинами, взятыми со всех согласуемых объектов. Напротив, граница строго повторит исходную линию опорного слоя.
В версии возможен контроль как сплошных, так и произвольных полигональных покрытий. Исчезли ложные ошибки. Сам процесс занимает секунды. Доступна операция вычитания полигональных покрытий.
Венчает комплект утилит утилита Оптимизации топологии. Из типичного ГИСовского проекта она может "вытрясти" до тридцати процентов мусора. И ни на йоту не затронуть топологическую связность.
Средства организации и поддержки работы оператора
"Правильное" рабочее место помимо навороченного компьютера включает удобное кресло, комфортный свет, тишину и кондиционированный воздух. Правильный векторизатор - это не только инструменты и утилиты. Это ещё и целый комплекс возможностей, образующих оболочку векторизатора.
Что мы относим к оболочке?
Видеорежимы. Это возможность увидеть материал под самыми разными углами зрения. Контроль структуры, покрытия, атрибутирование, высотная модель, карта плюс космоснимок - всё это требует оптимальных способов подачи информации. Здесь и полупрозрачное наложение растров, и мозаичныё покрытия и синхронное отображение снимков за разные периоды в нескольких окнах.
Навигация по проекту. Это возможность методично "пройти" поле проекта без пропусков и повторных просмотров. Это возможность "поставить объекты на конвейер" вместо изматывающей беготни по экрану.
Наследование. Всё, что было настроено в одном проекте, можно использовать в следующем. Настройки инструментов и утилит хранятся как стратегии обработки. Проекты имеют "генетическую память", передаваемую через проекты-прототипы. Прототипы для карт разного масштаба поставляются вместе с пакетом.
Ускорители. Это пользовательские инструменты, настроенные на свои типы объектов. Они сами поместят объект на правильный векторный слой и оптимизируют его должным образом. Это кнопки-акселераторы ввода атрибутов по заданным шаблонам. Это "память" атрибутивных полей, хранящая все введённые строки. Это пиктограммы вместо сотен названий топографических символов.
Помощь. Прежде всего, это мощный HELP. Документацию у нас читают только тогда, когда уже ничего не помогает. Это развёрнутые подсказки в "подвалах" утилит к каждой из их опции. Это видеоролики технологий и проекты-примеры, на которых они выполнены.
Учет. Это встроенная система учёта времени и подсчёта числа и характеристик оцифрованных объектов. Учет производительности операторов и оценка затрат на оцифровку конкретного материала - всё в ваших руках.
Совместимость. Результаты оцифровки должны без проблем попасть в ГИС. Это аксиома. Но важно и другое. Векторизатор должен извлечь из ГИС всё, что нужно для оцифровки. Слоевой состав, включая цвета слоёв и структуры заливок. Атрибутивные таблицы слоёв. Домены значений всех атрибутивных полей. Только так можно гарантировать совместимость по данным.

Теперь рассмотрим все основные этапы работы на одном конкретном примере. Как в любой пошаговой инструкции, невозможно показать многие возможности столь интересной программы. Однако сухого перечисления последовательностей выбираемых инструментов и команд для такой работы явно недостаточно, поэтому придётся иногда останавливаться и объяснять некоторые моменты. Я надеюсь, что поняв общие принципы работы, Вы пойдёте дальше и постепенно познаете все возможности программы. А их, я Вас уверяю, очень много.

Начнём со сканирования. Так как у нас есть ограничения на размер изображения, то для сканирования мы воспользуемся любым редактором растровых изображений. Например популярнейшим Adobe Photoshop. Разрешение вполне достаточно установить равным 300-400 точек на дюйм. Не буду учить Вас как в нём работать. Нам просто надо вырезать из полученного изображения квадрат размером 2000 пиксел. Приведу только самый простой вариант - с помощью инструмента "Rectangular Marquee Tool ". Единственное что Вам ещё придётся сделать это установить для этого инструмента фиксированный размер выделения "Style: Fixed Size " и указать высоту и ширину этого выделения - 2000 px. После этого надо разместить выделение на нужном участке изображения.

Далее идёт обрезка по выделению - "Image/Crop " и в результате мы получили изображение требуемого размера. Сохраняем полученное изображение в формате BMP или TIFF. Эти форматы позволяют сохранять изображения без потери качества.

Пришла пора поработать с растром. Качество отсканированного изображения имеет огромное значение для всей дальнейшей работы. Не даром разработчик программы рекомендует один раз поэкспериментировать с настройками драйвера сканера, чтобы в дальнейшем минимизировать трату времени на обработку полученного изображения. Здесь следует помнить, что изначально на топографических картах имеется довольно ограниченное количество цветов. Обычно, в зависимости от количества топографических данных, их количество колеблется от пяти до восьми. Возьмите карту и посчитайте сами. Обратите внимание, как из одного цвета на карте получают два, перемежая этот цвет с белым фоном. В результате кажется, что появился более светлый оттенок. В процессе эксплуатации и сканировании число цветов увеличивается за счёт естественных факторов - старение, воздействие света, сгибы, настройка оптики сканера и т.п. Поэтому всегда следует сканировать как можно лучше передавая исходные цвета карты и исключая приобретённые. Настройка драйвера индивидуальна для каждого случая. Рекомендую в Adobe Photoshop сразу преобразовать цветовую схему изображения. Наиболее подходящим будет преобразование в формат индексированных цветов. Это позволит значительно ограничить их количество и сократить размер памяти, занимаемой картой в памяти компьютера. Но я делаю это не с помощью команд "Image/Mode/Indexed Color ", где невозможно провести тонкую настройку, а через специальную программу, которая идёт вместе с Adobe Photoshop. Она называется Adobe ImageReady и предназначена для подготовки различных изображений для их опубликования в Интернет. Причём операция по сокращению цветов проходит в самом Adobe Photoshop - "File/Save for Web... "

Здесь выбираем целевой формат. В нашем случае это GIF, и работаем над сокращением цветов. Обычно хватает 16-32 цветов, полученных с режимом фильтрации "Adaptive". Впрочем, каждое изображение достаточно индивидуально и требует такого же подхода. В результате у нас получится изображение, состоящее из нескольких цветов. Эта операция и называется цветоделением . Но, так как Easy Trace не работает с форматом GIF, то пересохраним наше изображение в любом из указанных выше форматах.

После подготовки растра перед векторизацией или как ещё говорят - трассировкой, наступает черёд закрыть Adobe Photoshop и перейти к следующему этапу. Этим этапом будет создание проекта в Easy Trace. Проект содержит всю информацию о состоянии нашей работы. В нём, в виде слоёв, будут храниться все данные. Помимо векторных слоёв, назначение которых мы рассматривали выше, проект содержит и исходные растровые данные. Они хранятся тоже в виде слоёв, только растровых. В процессе работы, количество растровых слоёв будет возрастать. Как правило, их количество равно количеству векторных слоёв. С чем это связано, мы рассмотрим ниже.

Как создавать новый проект? Всего существует пять вариантов. Мы рассмотрим всего одну схему работы. На мой взгляд эта схема наиболее проста и доступна каждому. Для её реализации нам не потребуются специальные программы других разработчиков. Создание проекта сопровождается очень удобным мастером. В нашем случае наиболее подходящим вариантом, будет создание проекта на основе растрового файла. Для этого вызываем мастер создания нового проекта - "Файл/Новый проект... " После чего появляется следующее окно:

Отмечаем галочкой пункт "Создать проект на основе растрового файла ". Именно такой способ показался мне наиболее практичным с точки зрения его дальнейшей привязки. Нажимаем "Далее ".

А на втором шаге немного остановимся. Для удобства дальнейшего ввода координат для точек привязки, будет лучше использовать показанную на рисунке ориентацию осей координат. Масштаб можно поставить исходя из масштаба, указанного в бумажной карте. Единицы измерения - пикселы. Разрешение изображения нужно поставить в соответствии с теми параметрами, которые Вы устанавливали при сканировании. Координаты углов остаются как есть. Они соответствуют размеру нашей растровой карты. На этом процесс создания проекта заканчивается. После этого должно появиться окно проекта. Сохраним наш проект, присвоив ему любое имя - "Файл/Сохранить как... "

В окне проекта сразу будет виден наш растр. Не спешите начинать трассировку. Осталось ещё совсем немного. Давайте посмотрим, что у нас имеется на данный момент. Для этого вызовем окно настройки слоёв - "Проект/Слои проекта... " Появится окно, показанное ниже.

Здесь мы всегда сможем увидеть все имеющиеся слои. Как видно, они разбиты на две группы - растровые и векторные. По умолчанию мы имеем по одному слою в каждой группе. Но, помимо информационной, основная функция этого окна, это управление слоями. Именно тут мы можем добавлять, удалять, переименовывать, настраивать, скрывать слои и т.д. Не буду описывать все возможные варианты. Главное знайте, если нужно получить информацию или изменить настройки для любого слоя, то Вам сюда.

Кратко опишу возможные настройки в этом окне. Текущие настройки можно наблюдать и изменять с помощью специального поля с символами, расположенными в слева каждого слоя в окнах растровых и векторных слоёв.

Для растровых слоёв можно задать видимость или невидимость слоя - галочка поставлена или отсутствует, активность или неактивность данного растра при трассировке - карандашик или снежинка и задать имя слоя. Так же здесь указан текущий цвет для бинаризованных слоёв. Его можно менять, исходя из собственных предпочтений.

Для векторных слоёв настроек немного больше. Функции и обозначения видимости и активности для этих слоёв остались такими же, как и для растровых слоёв. Далее мы видим маленький ромбик на фоне квадрата. Это установка типа объекта. В программе Easy Trace возможно создание объектов следующих типов - линии и полигоны. Соответственно, для первого типа ромбик будет пустым, а для полигонов - закрашенным. Далее мы можем задать имя слоя. А вот далее идёт поле, определяющее способ отображения объектов обоего типа в окне проекта. Вариантов достаточно, чтобы достаточно комфортно работать со всеми данными. Как Вы понимаете, для линий возможно изменять только цвет, а вот для полигонов настроек больше. Помимо выбора цвета, можно применять несколько вариантов заливки.

Мы сейчас рассмотрели окно настройки слоёв проекта. Но есть ещё один вариант оперативного управления видимостью и активностью слоёв. Это, появившееся рядом с панелями инструментов, небольшое окно с указанием текущего слоя. Если нажать на раскрывающееся поле, то можно видеть все существующие в данное время слои. Но, в отличие от окна настройки слоёв, здесь мы можем только включать или выключать видимость слоя. Это делается простым снятием или постановкой галочки в нужном слое. Или делать нужный слой активным. Для этого нужно просто выбрать пункт нужного слоя.

Теперь посмотрите на доступные инструменты. Они совершенно разные для двух групп слоёв. Для векторных слоёв набор выглядит так:

А для растровых совершенно иначе:

Я специально не привожу полный перечень всех инструментов. Большинство из них достаточно привычны, а остальные снабжены достаточно хорошими подсказками.

Но давайте вернёмся к нашей работе. Мы сейчас должны работать с растровым слоем. Он у нас пока один. Выберем его, как было описано выше.

Чтобы не загромождать лекцию описанием каждого инструмента, давайте приступим к практической работе. Определим цель. Допустим целью будет получение векторных лесов, озёр и изобат, изображённых на нашем растре. Сначала займёмся изобатами. Почему именно ими? Например потому, что работа по их ручной векторизации достаточно однообразна и неинтересна. Очень не многие наносят на свои карты линии изобат. Вместе с тем, изобаты несут достаточно важную информацию о высотах и рельефе. Поэтому давайте сначала отработаем технологию векторизации именно на них. Перейдём на растровый слой. Свидетельством этого будут инструменты для обработки растра - см.выше. Допустим, наше изображение выглядит так:

Здесь можно заметить, что в процессе обработки, количество цветов уменьшено до минимально возможного количества. На самом деле их здесь всего 12. Теперь давайте посмотрим поближе, как выглядят наши изобаты.

Здесь гораздо яснее видно ограниченное количество цветов. Теперь нам следует подготовить этот растр к трассировке. Залогом успешной трассировки всегда является максимально возможная чистка растра от лишних данных. В нашем случае лишним является всё, что не является изобатами. Соответственно, нам надо удалить ненужные и оставить все цвета, которые относятся к изобатам. Это коричневые оттенки. Для этого существует специальный инструмент. Он называется "Бинаризация ". Вызвать его можно или через меню - "Редактирование/Бинаризация... " или выбрав в поле инструментов соответствующую иконку. В панели инструментов для растров она вторая слева.

Суть этого инструмента очень проста - с его помощью можно выделять нужные цвета. Увеличим изображение так, чтобы были видны отдельные пикселы. Примерно так, как показано на рисунке выше. И последовательно выделяем только те цвета, из которых состоит наша линия изобат. Те цвета, которые были выделены меняют цвет. Последовательное выделение нескольких оттенков коричнево должно дать в результате примерно следующее:

Теперь нам надо перенести выделенные цвета, как растровую подложку в наш проект. Но перед этим необходимо выполнить последнюю операцию для растра. Это команда "Бинаризовать ". Вызывается она в окне настроек инструмента. После этого мы увидим, что всё, что было выделено, осталось в виде белых областей на чёрном фоне, а прочее исчезло. После этого нам надо избавится от небольшой "грязи" на нашем изображении. Она выражается в наличии одно- двухпиксельных точек хаотично разбросанных по полю. Для их удаления есть особый инструмент. Он вызывается командой "". Посмотрите окно настройки инструмента и Вы сами поймёте принцип его действия. Однако в нашем случае лучше применить другой способ редактирования полученного растра. Не подумайте, что сейчас начнётся сложнейший процесс, состоящий из десятка операций. Вернее операций будет много, но они будут выполняться в автоматическом режиме. Выберем инструмент - "Редактирование/Фильтрация растра... ". В появившемся окне выберем пункт "Thin isolines " и начнём обработку. Если в результате получится не совсем то, что хотелось, то всегда можно отменить это действие. Сохраним полученный файл - "Файл/Сохранить как... ".

На самом деле отдельные точки обычно не мешают трассировке. Но в дальнейшем эти инструменты могут очень пригодиться. Важно то, что Вы теперь о них знаете.

Теперь нажмём правой кнопкой мыши на полученном изображении и выберем пункт "Редактирование/Привязать к проекту... ". После этого возникнет окно с вариантами привязки растра. Но в нашем случае ничего привязывать пока не надо. Поэтому выберем "Без коррекции (в заданную точку проекта) ". В следующем окне укажем, что данный растр будет использовать параметры нашего основного растра. После этого мы снова попадём в окно проекта.

Однако где же наш новый слой? Его почти не видно. Оказывается он отображается вместе с нашим первым слоем и не очень хорошо заметен на его фоне. Сейчас всё поправим. Раскроем меню текущего слоя и снимем видимость нашего первого слоя. После закрытия этого окна, останется видимым только новый слой с изобатами. Правда можно и не убирать основной растр. Однако необходимо исключить его из процесса векторизации. Для этого вызовем окно настройки слоёв и нужном растре вместо карандашика поставим снежинку. Это "заморозит" данный растр.

Только теперь и наступает черёд автоматики. И хотя в выборе вариантов трассировки есть полностью автоматическая трассировка - "Утилиты/Автоматическая трассировка/Трассировка линий... или Оконтуривание... ", но лично я предпочитаю работать в полуавтоматическом режиме. Это позволяет контролировать и управлять всем процессом. Именно такой способ и будет показан далее.

Выбираем нужный инструмент трассировки. Чаще всего, как и в этом случае, будет необходим инструмент "Кривая ". Он стоит самым крайним слева на меню инструментов для векторных слоёв (см. меню инструментов для векторных слоёв). Выбрав его, нужно указать курсором на произвольное место нужной изобаты. От этого места сразу пойдёт линия. Это уже наш вектор. В местах, вызывающих затруднения для распознавания направления движения, прокладка будет останавливаться и ждать Ваших подсказок. Помогайте ей, переводя курсор к месту продолжения кривой. Если вдруг что-то пошло не так, можно остановить процесс автоматической трассировки, щелкнув правой кнопкой мыши. После этого все действия прекращаются и появляется дополнительное меню инструмента.

В этом окне выберите режим "Откат ". Он позволяет, щёлкая левой кнопкой мыши, последовательно убирать ненужные участки кривой. Уберите всё необходимое и, выбрав в этом же меню режим "Автоматическая трассировка ", продолжите создание кривой. Если линия замкнутая, как например в центральной части моего примера, то трассировщик сам замкнёт её. Если линия не закончена, то дойдя до её конца, надо просто два раза нажать правой кнопкой мыши и процесс трассировки продолжится уже с другой стороны. Окончить создание можно также дважды щёлкнув правой кнопкой мыши или нажав кнопку Esc. Здесь не описаны все операции, доступные в показанном меню работы с инструментом, но все подсказки на русском языке и достаточно понятны. В результате должно получиться примерно следующее:

Обратите внимание, что я задал стандартный цвет для линий изобат - коричневый. Это делается в перед началом трассировки в окне менеджера слоёв проекта. Можно изменить этот цвет и позже.

Теперь давайте переведём в векторную форму участок леса. Не буду подробно описывать все подготовительные операции. Просто перечислю их:

в поле проекта создаём новый векторный слой с названием "Лес",

переходим на основную растровую картинку, она в цвете,

выбираем инструмент "Бинаризация" и отмечаем все зелёные оттенки, соответствующие обозначению лесистых участков. Должно получиться примерно так:

Вы уже догадываетесь что посте бинаризации у нас не будет одной полностью залитой области. Так и есть:

Вот теперь можно вспомнить и про чистку растра. Если мы сейчас начнём трассировку, то ничего хорошего из этого не получится. Вот типичный пример загрязнённого участка:

Поэтому выбираем инструмент "Редактирование/Чистка растра... " и, настроив этот инструмент, пробуем очистить наш рисунок от ненужной грязи. После выбора значений для данного инструмента равными 4 для удаления и 6 для заполнения и применения данного инструмента 3-4 раза, у меня получилось следующее:

Не идеально, но уже гораздо лучше. Теперь надо сгладить внешние границы этого участка. Как это сделать?

Давайте вспомним принципы работы с изображениями в Adobe Photoshop. Вспомнили? Если нет, ничего страшного. Я сам узнал об этом приёме от разработчиков программы.

Переведём наше изображение в полноцветный режим - "Редактирование/Цветовой режим/TrueColor (24bits) ". Выберем инструмент "Редактирование/Размытие..." В настройках для данного случая я выставил значения 95% для коэффициента и 4 для радиуса. Как будет видно, этим мы можем немного размыть и как бы сгладить очертания нашего леса. У меня получилось так:

Теперь с помощью инструмента "Редактирование/Улучшение контраста... " попробуем сделать так, чтобы получилось опять двухтоновое изображение. Для этого я установил значение левого верхнего движка линии настройки равным 85, а правого - 100. После чего опять перевёл изображение в монохромный режим. Вот что получилось в результате:

Как видно, после этой операции исчезли и оставшиеся ненужные участки. Общий вид теперь такой:

Этого вполне достаточно для нашей задачи. Но если вдруг некоторые ненужные участки черного или белого цвета остались, то значит пришла пора выполнить небольшую ручную работу. Для этого выберем инструмент "Редактирование/Редактирование растра ". В нижней части окна программы появится окно с настройками этого инструмента. Что бы понять как работает этот инструмент попробуйте использовать его в окне изображения с нажатой левой, а затем правой кнопкой мыши. Посмотрите, что при этом меняется. Всё достаточно просто. Не забывайте, что нам нужны только границы области, поэтому закрашивать все внутренние участки нет никакого смысла. Однако, если в нашем проекте есть вложенные участки - озёра, болота и т.п., то рекомендую Вам сразу сделать контуры и для них. Это нам очень пригодиться в недалёком будущем. В результате получаем изображение с которым уже можно работать дальше. сохраняем его под каким-либо именем и присоединяем к проекту. Векторный слой с названием "Лес" у нас уже есть.

Теперь опять пришла пора трассировки. Выбор инструмента прежний - Кривая. Но если мы сейчас начнём векторизацию, то у нас ничего не получится. Почему? Да потому что в случае с изобатами нам для векторизации нужна была середина растровой линии, а в данном случае нам нужно обводить край растрового участка. Поэтому сменим стратегию растеризации - "Сервис/Параметры трассировки... ". Выставим там режим "Трассировать по контуру ". После этого можно приступать к процессу. Внимательно смотрите на каком из векторных слоёв Вы сейчас находитесь. все объекты будут располагаться только на текущем слое.

Обязательно надо сказать про настройку стратегий растеризации. Обязательно используйте настройки параметров трассировки. Это может сохранить много времени и нервов. Посмотрите на параметры и попытайтесь найти наилучшие значения для необходимых параметров. Я, например, обычно немного уменьшаю допустимый разрыв контура и увеличиваю угол поиска продолжения. После трассировки и оптимизации формы векторных линий - "Утилиты/Автоматическая трассировка/Оптимизация формы линий... ", результат не заставил себя ждать:

Вот так уже достаточно интересно. Правда оптимизацию векторных линий я сделал больше для наглядности. Обычно этой функцией нужно пользоваться умеренно. Потому что все эти векторные данные в последствии ещё будут подвергаться генерализации в программе GPSMapEdit. Напомню, что у нас всего два векторных слоя. Давайте подумаем сколько слоёв нам ещё может понадобится. На исходном изображении видно, что у нас пока не сделаны озёра, ручьи, автомобильные дороги, железные дороги, населённые пункты и болота. Всего шесть слоёв. Но на самом деле их будет немного больше. Объясню почему. Дело в том, что на данном этапе мы работаем только с линиями и полигонами. Посмотрите на рисунок с растровым слоем перед трассировкой леса. Вы видите, что на нём есть не залитые участки, которые остались от озёр, болот и т.п. Этих участков сейчас нет на нашем слое с лесом. Это сделано специально. Если мы обведём этот участок, то в последствии, при экспорте этого слоя, полигон обозначающий Лес и другой полигон, обозначающий отсутствие леса, будут одного цвета и внутренний просто не будет виден. Это осложнит работу по вырезанию одного из другого. Поэтому внутренний участок лучше поместить на отдельный слой и при экспорте задать для него другой цвет. Таких нюансов довольно много, поэтому внимательно посмотрите Ваш участок карты и сразу продумайте свои действия.

Ещё немного про дальнейшие действия. С лесом мы почти разобрались. Теперь наступила очередь озёр. Можно немного упростить процесс трассировки озёр. Ведь у нас уже есть слой на котором есть очертания нескольких озёр. Это тот же самый растровый слой, который мы использовали для трассировки лесистых участков. Можно воспользуемся им. Но перед этим, конечно, создадим векторный слой "Озёра" и сделаем пока невидимыми ненужные векторные и растровые слои. В остальном процесс подготовки растра и трассировка не отличается от описанной выше. Через некоторое время у меня получилось следующее:

Здесь я специально дал вид только очертаний объектов для того, чтобы они не перекрывали друг друга. Как Вы можете видеть здесь уже присутствуют пять слоёв - изобаты, лес, озёра, реки и железная дорога. Кстати для железной дороги очень кстати пришлась функция оптимизации формы линии с чуть большими параметрами, чем обычно. Это позволило значительно сократить количество узлов и сгладить её очертания до исходных.

Ещё один момент. После векторизации таких ответственных объектов как например дороги, часто возникает необходимость в коррекции некоторых узлов на получившейся линии. Как например, для удаления лишних узлов на линии железной дороги в местах, где она пересекает реки. Там стоит символ моста и линия трассировки проходит через него, отклоняясь от основной линии. Для этого выберем инструмент для редактирования узлов - "Редактирование/Редактор ". Работа с этим инструментом достаточно проста. Сначала нужно выбрать объект. Выбранный объект становится активным и на нём теперь видны все узлы. Увеличим нужный участок. Если нам надо переместить узел, отмечаем его с помощью левой кнопки мыши и перетаскиваем на нужное место. Если узел требуется удалить, то просто щёлкаем на нём правой кнопкой мыши. Добавить узлы можно щёлкая в нужное место левой кнопкой мыши. Линии также можно объединять, разрывать, замыкать и пр. Это делается этим же инструментом, стоит только переключиться между режимом создания точек в режим захвата отрезков. Этот переключатель Вы найдёте в нижнем поле настройки инструментов. Рекомендую Вам почаще обращать внимание на это поле. Там можно найти очень интересные настройки практически для всех инструментов.

На этом и остановимся.

Перед началом привязки, хочу остановиться вот на чём - весь описанный выше процесс, ни в коем случае не является догмой. Все настройки и используемые инструменты выбирались, исходя из конкретной ситуации и подходят только для карт, подобных взятой для данного примера. И хоть я и постарался взять самую распространённую топологическую основу, но в каждом случае Вам придётся находить свои варианты использования настроек и инструментов. Это творческий процесс, не терпящий однообразия. Вполне может быть, что Вы найдёте ещё не один способ сделать всё ещё точнее и быстрее.

Теперь перед нами стоит одна из самых ответственных задач - перенести все эти данные в программу GPSMapEdit. Этим и займёмся. А как же привязка карты, спросите Вы. И будете абсолютно правы. Без привязки на данном этапе не обойтись.

Привязка карты в любой программе является одним из самых сложных моментов. Не является исключением и Easy Trace. И если ранее я специально указывал на существование различных подходов к процессу трассировки, то сейчас прошу строго следовать моим рекомендациям по процессу привязки. Для реализации качественной привязки нам, как и в любом другом случае, потребуются заранее известные точки, которые можно однозначно определить на карте и их точные координаты. И конечно наша растровая карта, как основа. Лучше всего иметь точки, самостоятельно сделанные с помощью навигаторов. Точнее этих данных нам вряд ли удастся что либо добыть. Да и нет такой необходимости в нашем случае. Лучше всего располагать точки привязки равномерно по всему полю карты. Наилучший результат обычно получается, если расположить четыре точки привязки по краям рисунка и одну поместить в центр. Это будет основа. Остальные имеющиеся точки можно ставить по всему полю. Они будут выравнивать небольшие искажения. Весь процесс привязки, описанный ниже, будет строится именно на базовой системе точек привязки, состоящей из пяти штук. Я понимаю, что это не всегда выполнимо в реальности, но, как Вы увидите далее, этот способ допускает коррекцию привязки по мере получения большего количества точных данных. С этим понятно. Приступим к практической работе.

Первым делом нам надо определить точное расположение точек привязки на нашем растре. Эти значения нам нужны в пикселах. Самым простым способом мне представляется использование всё того же Adobe Photoshop. Откроем в нём нашу карту и, с помощью вкладки "Info ", определим координаты наших точек привязки на растре. Не забудьте переключить единицы измерения на пикселы. По умолчанию там, кажется, дюймы или сантиметры.

Ориентирами для наших точек могут быть мосты, развилки, пересечения просек и т.п. В данном примере я взял:

Для первой точки привязки - место впадения ручья в озеро:

Для второй - впадение ручья в реку;

Третья и четвёртая - слияние двух рек;

И пятая точка - это выдающаяся острая заводь на озере.

Для удобства, я ниже привожу схему расположения точек. Сами точки расположены в центрах окружностей. Не забываем, что именно по этим точкам у меня уже должны быть точные геодезические координаты. Впрочем, эти данные можно взять и из карт к программе ГИС Русса. Загрузив их в программу GPSMapEdit, всегда можно посмотреть координаты нужной точки. Не забудьте установить параметры представления координат в "Lat/Lon hdddºmm"ss,s" .

В результате у нас есть координаты точек привязки в пикселах на нашей растровой карте и, соответствующие им, координаты на местности в датуме WGS84. Теперь нам потребуется перевести данные из геодезических координат, выраженных в градусах, в линейную систему координат, выраженную в метрах. Для этого можно воспользоваться любым калькулятором для перевода координат из градусов в метры. Вот один из них. Он позволяет рассчитать координаты с точностью до одного метра. В нашем случае этого вполне достаточно.



Поделиться